Цель Концепции определена в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года – это создание открытого образовательного пространства, обеспечивающего равные шансы на жизненный успех, конкурентоспособность человека в мировом пространстве.
Основные задачи Концепции:
1. Создание условий для обеспечения саморегулируемого обучения на протяжении всей жизни.
2. Кадровое обеспечение перехода к образованию будущего.
3. Установление устойчивого партнерства субъектов образовательной экосистемы.
4. Обеспечение современной и безопасной образовательной среды, в том числе и цифровой, для обеспечения высокого качества и доступности образования в соответствии с международными стандартами. Сегодня на стратегической сессии обсуждается реализация Концепции развития системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года.
Первая часть стратегической сессии была посвящена визионерским лекциям. Модератором мероприятия выступил Павлов Нь. М., директор ИРО и ПК.
Егоров В. А., генеральный директор некоммерческой организации «Целевой Фонд будущих поколений РС(Я)», к.ф-м.н, выступил с презентацией результатов психологического исследования по выявлению интересов школьников 7-11 классов республики, их ценностей, ориентиров, жизненной позиции и запросов о будущем образовании. В лекции Косарецкого С. Г., директора Института образования НИУ ВШЭ, к.психол.н., были высказаны идеи о профессиональных педагогических сообществах, профессиональном капитале педагога, коллаборации и профессиональном сотрудничестве педагогов между собой. В своей лекции Власова Е. З., заведующая кафедрой информационных технологий и электронного обучения РГПУ им. А.И.Герцена, д.п.н., профессор, остановилась на вопросах цифровой трансформации, надпрофессиональных навыков.
Вторая часть стратегической сессии была посвящена групповой работе по 4 направлениям, два из которых прошли в стенах Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II.
Группа «Обеспечение саморегулируемого обучения на протяжении всей жизни» - модератор Тен Л.Б., руководитель департамента общего образования МО и Н РС (Я). Всего в работе приняли участие 30 делегатов из Верхоянского, Вилюйского, Горного, Намского, Нюрбинского, Олекминского, Оймяконского, Сунтарского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Усть-Янского районов и города Якутска. Работа была организована по 4 подгруппам: дошкольное образование, основное общее образование, дополнительное образование детей и профессиональное образование.
В ходе обсуждения были обозначены основные тенденции, актуальные проблемы. Участники группы поделились практическим опытом организации работы по направлениям и предложили мероприятия по реализации задачи «Обеспечение саморегулируемого обучения на протяжении всей жизни».
Разработчики Концепции – это участники республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа & Образовательная марка», экс-министры образования, молодые педагоги, головные институты Министерства. «Разрабатывая Концепцию развития регионального образования, мы исходим из определения важных вызовов современного мира: турбулентная трансформация образования под воздействием глобализации, цифровизации, пандемии COVID. Открытое образование, ориентированное на развитие образовательных экосистем и внедрения новых моделей организации образовательных систем. Цифровая трансформация как угроза исчезновения языка народов, населяющих республику, их этнокультуры» - высказали своё мнение участники группы.
Во второй группе на установочном семинаре «Кадровое обеспечение перехода к образованию будущего» Винокурова М.М., руководитель отдела кадровой политики, государственной службы и юридического обеспечения МО и Н РС(Я), Абрамова Д.Г., руководитель ЦНППМП ИРО и ПК, обозначили основные проблемы в современном кадровом обеспечении педагогического сообщества республики: нехватка учителей, особенно в отдаленных районах республики, дисбаланс между спросом и наличием специалистов-выпускников педагогических учебных заведений, несовершенство механизмов муниципальной поддержки молодых и прибывших педагогов и др.
Группе состояла из директоров школ, начальников и заместителей начальников муниципальных управлений образований. Здесь также работали 3 подгруппы по следующим направлениям:
1.Подготовка педагогических кадров для системы образования. Участники должны были разработать предложения по реализации механизмов по внедрению системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций на получение педагогического образования.
2.Профессиональный рост учителя, методическое сопровождение. Участникам были предложены такие направления, как создание системы вхождения в профессию педагога путем взаимодействия муниципальных органов власти, руководителей общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей с профессиональными образовательными организациями, ведущими подготовку педагогических кадров; разработка подпрограммы «Педагог для села» в Государственной программе развития образования для поддержки учителей, работающих в малых сельских населенных пунктах; постоянное обновление программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, развитие новых направлений деятельности (консалтинг) в соответствии с инновационными направлениями и тенденциями развития системы образования; создание гибкой системы стимулирования профессионального роста педагогов в зависимости от педагогического стажа и результатов педагогической деятельности; тиражирование успешных волонтерских, тьюторских, наставнических практик.
3.Подготовка кадрового резерва, работа с управленческими командами. В этой подгруппе перед участниками была поставлена задача разработать механизмы по реализации таких направлений, как формирование современных управленческих команд нового типа, современного набора педагогических компетенций, необходимых в условиях обновления инфраструктуры системы образования, содержания и технологий; совершенствование деятельности по развитию управленческих команд, менторства и формирования резерва управленческих кадров.
Основные механизмы, предложенные участниками группы, для реализации кадрового обеспечения перехода к образованию будущего:
1. Изменение системы оплаты труда педагогических работников, в т.ч. молодых. Особенно были отмечены сельские малокомплектные ОО.
2. Проведение профориентационной работы в части открытия большего количества педагогических классов.
В качестве компонентов проекта Плана мероприятий Концепции, было предложено следующее:
- в нормативно-правовом обеспечении участники предложили внести и закрепить статус учителя в закон об учителе. Для сохранения сельских школ – пересмотреть систему критериев перехода на категорию “малокомплектных школ”. Таким образом, обновить перечень малокомплектных школ.
- в организационном компоненте были предложены следующие мероприятия:
участники предложили организацию подготовки и переподготовки многопрофильных педагогических кадров совместно с ОО, органами МСУ, учреждениями профбразования, а также продумать систему распределения педагогических кадров.
В качестве мер адресной помощи муниципалитетам необходимо усилить комплексную работу по обеспечению жильем для вновь прибывающих педагогов, с возмещением расходов на аренду жилья.
Расширение направлений конкурса чемпионата WorldSkills.
Поддержка педагогических династий.
Организация и проведение конкурса «Моя будущая профессия-учитель».
Проведение Дней открытых дверей (профориентационные туры в педагогические ссузы, вузы).
Активизация работы волонтерства.
Организация педагогического десанта студентов по педнаправлениям в улусы республики.
Вовлечение в движение юниор WorldSkills по педагогическим профессиям.
Введение распределительной системы после окончания педагогического ссуза, вуза.
Выделение целевых мест для выпускников педагогических классов.
Увеличение квот по проекту “Земский учитель”.
Предоставление жилья, создание условий для молодых педагогов, вновь прибывших по распределению.
В кадровом обеспечении предложено укрепить статус куратора-наставника, педагога-наставника. Для поддержки учителей северных, арктических районов предусмотреть начисление льготного стажа работы 1:2.
По стимулированию педагога: выплаты на уровне ОМСУ для педагогов, подготовивших высокобалльников; на уровне региона – предусмотреть премирование (при совместном партнерстве с заинтересованными организациями и компаниями).
Пересмотреть квоты на награждение сельским школам.
Усилить работу по “ранней” профориентации, проводимой каждым педагогом.
В компоненте «Научно-методическое обеспечение»:
Дорожное картирование профессионального роста педагога.
Организация и проведение выездных стажировок для педагогов.
В целях информационного обеспечения участники отметили необходимость усиления информационной работы по повышению статуса педагога, создание фильмов, цикла телепередач, посвященных педагогу:
Профориентационная программа на ТВ, для учащихся среднего звена.
Поддержка образовательного блоггинга.
Онлайн трансляции на ТВ, Rutube этапов профессиональных конкурсов (“Учитель года”, “Воспитатель года”, Ворлдскиллс, “Я и мой наставник” и др.)
Для эффективной работы управленческих команд на уровне муниципалитетов, предложено предусмотреть методико-консультативное, организационно-кадровое, финансово-материальное сопровождение. В состав должны войти: представители Советов руководителей ОО, руководители предметных методсоветов, представители органов МСУ, представители родительской общественности. В качестве ожидаемого результата участники отметили передачу передового педагогического опыта, развитие профессиональной компетентности руководителей ОО, эффективное распределение финансово-материальных ресурсов.
На общем Пленуме группы презентовали результаты своей работы, обменялись мнениями.
Отдел по связям с общественностью ИРО и ПК

